В 90-е люди часто оставались без крыши над головой из-за подписания договоров дарения и передачи жилья в качестве залога. С приходом нулевых риск потерять недвижимость снизился, поскольку народ начал осторожничать. Но проблему с деньгами это не решало.
Кредиторы оформляли займы с грабительскими процентами, требуя всего 2 документа. Подтверждать доходы не нужно, кредитная карта идёт «в комплекте». Пару раз не заплатив по графику, гражданин влезает в долги. За ним «охотятся» приставы, а серая зарплата становится единственным способом сохранить часть дохода. Приходится обращаться к брокерам, надёжность которых вызывает сомнения. Это влечёт за собой криминализацию населения.
Процедура банкротства физлиц официально введена с 2015 года. Банкротство граждан считается реабилитационной мерой (ФЗ «О банкротстве», ст. 2).
Её конечной целью выступает помощь лицам, оказавшимся в безвыходном финансовом положении. Важно знать ряд нюансов:
- Допустим, уже произведён арест счетов, средства идут на погашение штрафов, а человек изъявляет желание заплатить. Тогда он вправе просить о реструктуризации. Она предусмотрена для должников, испытывающих временные трудности с финансами и желающих сохранить своё имущество.
- Суд переходит к реализации (продаже) имущества в том случае, если за 3 года заёмщик не погасил долг. В 70% случае этап торгов пропускается, поскольку у большинства нет ничего, кроме единственного жилья. Проводится проверка, затем идёт списание задолженности.
- Финансовый управляющий – независимый эксперт, отвечающий за ход процедуры. Он не защищает интересы одной из сторон. Его обязанности – организация процедуры банкротства, проверка сведений о заёмщике и распоряжение финансами в ходе судебного процесса. Если введена реструктуризация, специалист утверждает график платежей на 3 года, если реализация – организует торги (при наличии имущества), распределяет выручку между кредиторами и сообщает суду о необходимости списать остаток.
- Для запуска процедуры понадобится внести 25 тыс. руб. на вознаграждение управляющему, и ещё 300 руб. – на уплату пошлины. Затраты возникают и по ходу дела. Законом установлены обязательные расходы на публикации в газете «Коммерсант» и на ЕФРСБ. Для грамотной организации защиты и выгодной продажи имущества придётся нанять юриста.
В прошлом году на законодательном уровне закрепили упрощённую схему банкротства. С 2016 года население возмущалось большими расходами на судебную процедуру, но ничего не менялось. Перемены начались после вспышки коронавирусной инфекции. Проект о бесплатном
банкротстве через МФЦ представили в марте, а к реализации приступили в сентябре.
Однако не всем россиянам удалось воспользоваться этой привилегией из-за жёстких требований к кандидатам. Власти хотели предотвратить разорение банковского сектора, поэтому тщательно продумали проект. Они предвидели, что быстрые и бесплатные списания приведут к массовым просрочкам.
И было решено сформулировать ряд критериев:- размер долга составляет от 50 до 500 тыс. руб.;
- прекращение хотя бы одного производства на основании ч. 4 п. 1 ст. 46 № 229-ФЗ;
- закрытие всех исполнительных производств.
Однако МФЦ часто отклоняет заявление потенциального банкрота. Всё дело в производствах, которыми занимается служба приставов. При наличии любого заработка (пособия по безработице, зарплаты, пенсии) дело остаётся открытым. И бесплатное списание долгов становится невозможным.
Большая часть населения отдаёт предпочтение судебной процедуре. Её куда проще пройти из-за мягких требований. Основные – задолженность свыше 300 тыс. руб. и отсутствие денег для её уплаты. Суду всё равно, есть ли у вас работа, пенсия, имущество, в каких вы отношениях с ФССП. Вы в любом случае имеете право подать
заявление о банкротстве.
За текущий год 2400 граждан успешно прошли банкротство через МФЦ (сведения из газеты «Коммерсантъ»). За тот же период 119000 человек получили статус «банкрот» через суд.